Дьёрдь Цифра / Невероятная и трагичная судьба пианиста!
Дьёрдь Ци́фра (5 ноября 1921 — 17 января 1994) — венгерский пианист-виртуоз, знаменитый оригинальными трактовками классических произведений, один из наиболее известных и оригинальных пианистов послевоенной Европы, мастер импровизаций и виртуозный исполнитель произведений Листа.
Его называли "акробатом рояля" и "виртуозом педали". Однако самое удивительное в судьбе музыканта заключается в том, что он достиг вершин славы не благодаря чему-то, а вопреки всему. Самые разные испытания обрушивались на него самого и его семью одно за другим.
Дьёрдь Цифра родился в семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой. Его отец играл на литаврах в ресторанах и кафе Парижа в начале XX века, но это не помогло ему спастись от тюрьмы, куда власти Франции посадили «гражданина враждебного государства» с началом Первой мировой войны.
Семейство Цифра ютилось в крошечной плесневелой комнатушке. От постоянной сырости маленький Дьёрдь беспрерывно болел. Места было так мало, что оно было очень строго поделено, и мальчика практически не выпускали из манежика лет до четырёх. Рядом с манежиком стояло пианино сестры, на котором она занималась по несколько часов в день. Не имея других развлечений, малыш в течение её занятий стоял рядом и наблюдал. В возрасте примерно четырёх лет, когда его выпустили размять ноги, он подошёл к инструменту и начал наигрывать правой рукой один из этюдов, исполняемых обычно сестрой. Семья была поражена. Дьёри просили сыграть то одну вещь, то другую (названий он не знал, и ему их просто напевали), и мальчик послушно подбирал мелодию. Через несколько месяцев он уже играл двумя руками.
Семье грозила голодная смерть, и мама пристроила Дьёри на работу в цирк. Там «чудо-мальчик» по просьбе зрителей подбирал по памяти или на слух и аранжировал любую желаемую мелодию. Вскоре маленький, похожий на ангелочка своей бледностью и хрупкостью, стал сенсацией цирков и баров и любимцем публики. Впоследствии, критики часто припоминали Дьёрдю, что он начинал свою карьеру «циркачом».
На одном из выступлений малыша заметили преподаватели Академии Ференца Листа. С их протекцией и в обход правил Академии, требовавших, чтобы абитуриенты имели среднее образование, Дьёрдь был зачислен и стал, таким образом, самым юным студентом за всю историю учреждения. Мальчику назначили стипендию, чтобы он мог всё своё время уделять учёбе. Среди учителей Цифры был знаменитый венгерский музыкант Эрнё Донаньи.
В 1942 году Цифра был призван на фронт. Во время Второй Мировой Войны Венгрия воевала на стороне национал-социалистической Германии. Несмотря на идеи национал-социализма, все страны-сюзники Германии, в т. ч. она сама, не гнушались использовали евреев, славян и цыган на поле боя, используя в качестве заложников их семьи. Сначала Цифра был пехотинцем, потом — танкистом, но воевать за будущее уничтожение своего народа было несладко, и при удобном случае он дезертировал. В результате музыкант стал единственным выжившим человеком из своего батальона.
Мать и сестер Цифра депортировали в Венгрию почти голыми, с пятью килограммами багажа. Семья смогла найти в себе силы жить, превозмочь нищету и воссоединиться после кровавого завершения первой Великой войны.
По завершении войны, когда нацистов в Венгрии сменили коммунисты, Цифра попытался вернуться к карьере пианиста. Но в дело вновь вмешался случай: совсем недавно защитив его от пуль и снарядов, судьба сохранила музыканту жизнь только чтобы бросить, как и его отца, в тюремные застенки.
Мотивы, по которым арестовали музыканта, принято называть политическими, так это или нет – судить сейчас уже сложно. Тюрьма навсегда могла прекратить жизненный путь Цифры как музыканта.
Тюремщики, зная, что Дьёрдь — пианист, из-за каких-то собственных побуждений превратили жизнь заключенного в ад. Цифру били по рукам, нагружали работой, максимально опасной для пальцев и кистей, будто пытались сделать все, чтобы больше никогда не притронулся к клавишам фортепиано.
И вновь, вопреки всему, Дьёрдь Цифра выжил. Посаженный в тюрьму в 1950 году, он вышел в 1953 году. После освобождения Цифре пришлось потратить не один год на восстановление нормальной работоспособности пианистического аппарата.
В 1956 году Цифра с семьей бежал в Вену. Страдания и унижения на долгие годы закончились для него — в том же году музыкант дал свой первый концерт. К Цифре пришли слава и известность, его приняли концертные залы Вены, Парижа, Лондона.
Немало времени он уделял и педагогике. К нему съезжались молодые музыканты со всего света.
Ближе к концу жизни виртуоза приютила Франция. Дьёрдь отплатил этой стране добром – создал музыкальный фестиваль своего имени, открыл школу, восстановил для прихожан любых конфессий старую церковь, стал основателем нескольких престижных французских музыкальных конкурсов.
С переездом во Францию на его исполнение стало оказывать большое влияние французская культура, но свое предпочтение он по-прежнему отдавал произведениям его любимого Листа.
Вряд ли можно найти более эмоционально напряженных, стремительных, полетных и феерических интерпретаций этого композитора. Лучшие его достижения — этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, полонезы. Он блестящий исполнитель Моцарта и Бетховена, музыки старинных композиторов, помимо этого в его репертуаре были фортепианные концерты Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Чайковского.
До самого конца жизни пианист Дьёрдь Цифра не прощался с музыкой, продолжая играть для себя, на камерных выступлениях и в кругу друзей, преподавать молодым пианистам и давать благотворительные концерты.
Он умер в 1994 году, ведя тяжелую борьбу с раком легких. Но своим последним «подарком» судьба позволила Цифре умереть быстро – от инфаркта.
Несмотря на все испытания и удары Дьёрдь Цифра до самого конца оставался добрым гением, дарившим миру музыку помогавшую жить, радоваться и творить. Пианист играл с невероятной силой и энергией, достигая темпов и ритма, просто недоступных другим виртуозам. Пожалуй, в XX веке с ним мог сравниться только Алексей Султанов, тоже умевший поражать зрителя динамикой и напором.
Невероятная светлая, чистая и благородная энергия выступлений Цифры, даже в записи, до сих пор способная дарить слушателям мгновения, помогающие жить дальше, как музыка всегда помогавшая жить самому Цифре.
***
Экстренная помощь по гармонии, анализу, написание фуг, консультации по курсовым и дипломным работам 👉 vk.cc/7h8xOn #интересныефактыСМП #цифраСМП #музыкаСМП #пианистыСМП